Особенности психологического развития в младшем школьном возрасте
Основные положения. Закономерности.
Для начала стоит разобраться, почему младший школьный возраст это именно от 6 до 10 лет. В этом возрасте, как говорят ученые и врачи, происходит активное психологическое и физическое развитие ребенка. Кроме того, кора больших полушарий к этому возрасту уже становится зрелой. В возрасте от 6 до 10 закладываются основы поведения в обществе, именно поэтому необходимо обеспечить обучение в школе, то есть в общественной среде.
Однако нельзя сказать, что в том же возрасте дети могут полностью управлять своим поведением. Младшие школьники легко отвлекаются, они крайне эмоциональны, неусидчивы, не способны к длительной однообразной деятельности. Кроме того, считается, что в это время развитие у всех детей происходит неравномерно. Так если взять мальчика и девочку одного возраста и сравнить темпы развития, то сразу становится понятно, что девочки лидируют.
Ученые говорят, что за одной партой могут сидеть абсолютно разные по уровню развития дети, мальчик младше девочки примерно на полгода несмотря на один возраст по календарю.
Когда ребенок идет в школу, вокруг него полностью меняется обстановка. Ученик принимает на себя новую роль, а значит и новый обязанности. Ведущей деятельностью становится учебная. От нее зависит психологическое развитие в младшем возрасте, а значит позже и целевое развитие личности.
В школе у ребенка складывается новый круг общения. Со временим, авторитетом будут обладать не только родители, но и сверстники, друзья. У ребенка преобразуется интеллект, отношение к действительности и личность.
Так центром новообразования становятся:
- Анализ, планирование.
- Новый уровень регуляции деятельности
- Развитие познания действительности
- Ориентация на сверстников.
Так получается, что младший школьный возраст – это время не получения знаний по учебной программе. Это время, когда ребенок учится учиться и жить. В свою очередь, это значит, что возраст от 6 до 10 лет является определяющим во всей жизни.
Самые главные составляющие жизни младшего школьника.
В младшем школьном возрасте для ребенка главными являются 2 составляющие:
1. Сама деятельность. Как говорит Л.С. Выготский, цели какой-либо деятельности задаются ребенку именно взрослыми, то есть учителем или родителем. Именно они определяют, что стоит ребенку делать, при этом, не обращая внимания на его желания и возможности. Чаще всего дети просто не справляются с заданиями, потому что не поняли его, не имеют необходимых знаний для решения, потеряли интерес и желание.
2. Общение. Как говорит Я.Л. Коломинский, ребенок ориентируется в общественной среде, если у него имеются прочные социальные связи в ней, то есть друзья и товарищи. Дети в таком возрасте уверены, что друг это тот, кто всегда помогает и разделяет интересы. Для того чтобы возникли те самые связи необходимо быть добрым, внимательным, заботливым, уверенным, честным и самостоятельным. Так, по истечению определенного времени у ребенка сложатся установки личностного поведения, а так же и система отношений в классе, что поможет ему в будущем.
Как же может взрослый сформировать у ребенка способность регулировать свое поведение? Существует ряд условий:
- Обеспечение хорошего мотива поведения у ребенка
- Наличие ограничительной цели
- Разделение сложных форм поведения на маленькие и простые действия
- Внешние средства, как опора при контроле поведения
Конечно, самым главным условием считается участие взрослого человека, который сможет помочь, поддержать, направить ребенка в нужном направлении, а так же обеспечить средствами овладения поведением.