Готовность ребенка к школе. Почему иногда бывает рано
Начало обучения в школе – это крайне важный период в жизни ребенка. Именно здесь закладывается множество кирпичиков его дальнейшей жизни: отношение к авторитетам, способность самостоятельно контролировать свое время, место в социальной иерархии и многое другое. Чтобы все это прошло как можно более успешно, ребенку недостаточно уметь читать по слогам и писать простые слова к началу первого класса. Гораздо более важно иметь сформированный психологический фундамент, без которого начало обучения в школе может пойти глубоко во вред психике ребенка.
Способность удерживать внимание произвольно
Усидчивость, долгая концентрация на чем-то одном – это точно не самые сильные стороны маленьких детей. С этим не рождаются. Дети весьма легко переключаются от одного к другому, ни на чем не останавливаясь, и это нормально. Так и должно быть. Внимание, сознательный его контроль (особенно если речь о вещах не очень-то и интересных) развивается с возрастом. В школе этот навык необходим.
Если ребенок не способен усидеть на месте и внимательно слушать от слова «совсем», то резкий переход в среду, где этого требуют несколько раз на дню с длительностью 45 минут – добра не будет. Более того, ребенок будет в постоянном стрессе, ведь его непоседливость будет сказываться на успеваемости и, как следствие, на одобрении, а вернее его отсутствии, учителя. Это чревато полным отвращением к учебе, ведь школа будет восприниматься не как храм знаний, где каждый день узнается что-то новая, а камера пыток. Ни поиграть, ни своими делами заняться. Ну кому такое понравится? А ведь впереди еще 10 классов, 10 долгих лет…
Наличие учебной мотивации
Да, ребенок должен хотеть учиться. Не обязательно, чтобы он предпочитал энциклопедию новой игрушке, но определенный уровень интереса к знаниям должен быть. Может показаться, что это черта любого ребенка, т.к. вопросы «почему небо голубое» и им подобные падают градом. Однако, это категория общего познания мира. Здесь же речь о понимании ребенком важности школы, ее места в дальнейшей жизни. Отсюда вытекает следующий пункт.
Готовность принять новую социальную роль
Роль ученика для учителя, роль одноклассника для других учеников, роль школьника для социума в целом. А чтобы принять что-то новое, надо бы разобраться со старым. Т.е. ребенок должен полностью освоиться в социальной роли дошкольника. Понимать свое место в мире, отношение к нему родителей. Знать свои способности и самого себя.
Как определить готов ли ребенок к школе?
В некоторых случаях, неготовность ребенка к школе видна, как говорится, невооруженным взглядом. В других это сможет определить лишь специалист. Диагностику готовности к школе лучше всего отдать в руки нейропсихологов, которые профессионально оценят сформированность всех необходимых для успешной учебы навыков.
Порой, лучше подождать лишний год и отдать ребенка в школу позже, но «дозревшим», чем спешить и обрекать его на нелюбовь к храму знаний. Ничего страшного в этом нет, а вот спешка, напротив, может принести много бед в дальнейшем.