Молодые педагоги Казахстана осваивают новые подходы к обучению: от комиксов до TikTok

Молодые учителя в Казахстане внедряют инновационные методы обучения, используя комиксы, игры и элементы популярной культуры, чтобы привлечь внимание учащихся и повысить их интерес к предметам. Несмотря на рост престижа профессии и повышения зарплат, педагоги отмечают необходимость дальнейших улучшений условий работы и поддержки креативности в образовательной сфере.
Молодые педагоги Казахстана осваивают новые подходы к обучению: от комиксов до TikTok

В преддверии Дня учителя корреспондент поговорила с молодыми педагогами Казахстана, которые внедряют креативные методы обучения. Они объясняют физику с помощью комиксов, преподают язык через игры и используют современные тренды, чтобы наладить контакт с учениками. В статье рассматриваются препятствия для креативных подходов учителей, обсуждается вопрос их зарплат и подходов к "цифровым" детям.

Новые подходы к обучению физике

Жаскайрат Наубетов, 26-летний учитель физики из частной школы, стремится создать собственную комикс-книгу по физике. Его педагогическая карьера стартовала в 2020 году в лицее "Білім-Инновация" в Семее, где он адаптировался к онлайн-обучению, применяя мемы и популярные выражения из соцсетей.

Фото из архива Жаскайрата Наубетова

После снятия карантина учитель стал проводить эксперименты с учениками и делиться их результатами в соцсетях.

@naubetov_zhaskairat Фонкпен эдит жасап қоясың ғо короче#физикашизика #phonk #edit ♬ оригинальный звук - Физика шизика

Наубетов внедрил сторителлинг, используя аниме-персонажей, и предложил ученикам рисовать комиксы по изученным темам.

"Во время карантина я понял: обычные лекции не всегда работают. Поэтому начал использовать новые подходы и увидел, что таким образом дети гораздо лучше запоминают материал", – делится он.

Комикс Жаскайрата Наубетова / Фото из Instagram @naubetov_zhaskairat

Идея превращения учебного материала в комиксы была признана на конкурсе педагогических идей в области образования. Метод Наубетова стал известен и получил признание.

"Я никогда не считал это каким-то особым методом. Это лишь один из многих приёмов, которые я использую на уроках. Традиционные подходы тоже работают, но не для всех. Сейчас учитель должен быть гибким и уметь подстраиваться", – отмечает он.

Планы на будущее

В настоящее время Наубетов работает над созданием учебного комикса для 7 класса, где главные герои – учитель и двое учеников, путешествующие в мире физики. Цель учителя – внедрение этого комикса в школьную программу.

"Я до сих пор работаю с тем же энтузиазмом и превращаю свои увлечения в методы преподавания. А самая большая награда – видеть, как у учеников появляется интерес к предмету", – заключает Жаскайрат.

Фото из архива Жаскайрата Наубетова

Наубетов считает, что казахстанские учителя полны креативных идей, но их часто ограничивают отчётность и бумажная работа, хотя современные технологии открывают новые горизонты для обучения.

Игровые методы в обучении языку

Аршын Косангали, 28-летний учитель казахского языка и литературы в начальных классах Алматы, ученики которого нередко испытывают трудности с родным языком, внедрил игровые методы обучения. Он подчеркивает важность начальных классов в освоении языка.

Фото

Работа с маленькими детьми требует новых подходов, так как современные ученики привыкли к коротким видео и теряют концентрацию на уроках.

"Я стараюсь придумывать игры, чтобы дети поняли суть урока, овладели языком и могли его использовать. Например, я даю карточки со словами, и они должны как можно быстрее составить правильную фразу", – делится Аршын.

Он верит в то, что, если ученик в старших классах не говорит на казахском, это "вина" учителя начальных классов.

Фото

Косангали убежден, что старые методы не подходят новому поколению, и каждому ребенку необходим индивидуальный подход. По его словам, учебники слишком перегружены и написаны сложно. Поэтому учитель должен объяснять материал доступно.

"Учебник – это лишь ресурс, а как донести материал – зависит от инициативы и креативности учителя", – утверждает он.

Современный учитель-блогер

Николай Уткин, 26-летний учитель русского языка и литературы из Алматы, активно ведет блог, в котором показывает, что учитель может быть современным и открытым личностью. Он считает, что современный педагог должен знать интересы детей и уметь общаться с ними.

Фото

Для Николая блогинг – это не хобби, а рабочий инструмент, помогающий находить новые подходы к обучению и обмениваться опытом.

"Самое большое удовольствие – передавать знания и видеть, как дети начинают ими пользоваться. Когда замечаешь результат работы, все минусы, включая зарплату, отходят на второй план", – говорит он.

Проблемы с зарплатой

По информации Министерства просвещения, более 10 тысяч молодых специалистов пришли в школы в 2025-2026 учебном году. Это часть реализации закона "О статусе педагога", принятого в 2019 году, который повысил престиж профессии.

Фото

Наубетов отметил, что теперь педагогика стала осознанным выбором для выпускников. Стипендия студентов педагогических специальностей за последние пять лет удвоилась и составляет 84 тысячи тенге.

"Хорошие учителя готовят сильных специалистов для страны", – подчеркивает учитель.

Тем не менее, по словам Николая, зарплата для жизни в Алматы недостаточна, даже несмотря на увеличение статуса профессии.

"Максимум для учителя – это 1,5 ставки, которая позволяет брать 24 часа в неделю. Но с учетом расходов в большом городе этого недостаточно", – добавляет он.

Косангали также отметил, что, несмотря на уменьшение нагрузки, зарплата практически не изменилась:

"Сейчас норма – 24 часа, что приблизительно пять уроков в день, что даёт возможность на дополнительную работу или повышение квалификации", – объясняет он.

Закон "О статусе педагога" четко определяет нормы нагрузки для различных категорий педагогов, включая 16 часов для средних школ и 30 часов для воспитателей интернатов и лагерей.

Поделиться: