В Казахстане депутат Мажилиса Ирина Смирнова предложила сократить сроки обучения в колледжах, утверждая, что техническое и профессиональное образование требует реформ. Эта инициатива направлена на оптимизацию образовательного процесса и улучшение подготов

Депутат Ирина Смирнова предложила сократить сроки обучения в колледжах, что может привести к снижению расходов и увеличению финансирования образовательного процесса. Однако она выразила обеспокоенность возможным разделением колледжей на 'лиги', что может ограничить доступ выпускников к качественным рабочим местам и угрожает закрытию некоторых учебных заведений, особенно в малых населённых пунктах.
В Казахстане депутат Мажилиса Ирина Смирнова предложила сократить сроки обучения в колледжах, утверждая, что техническое и профессиональное образование требует реформ. Эта инициатива направлена на оптимизацию образовательного процесса и улучшение подготов

Депутат Мажилиса Ирина Смирнова инициировала предложение о сокращении сроков обучения в колледжах, заявив о необходимости обновления системы технического и профессионального образования. В своем запросе она указала, что данная мера позволит оптимизировать учебные программы, сократив их продолжительность:

  • до 2,5 лет — после 9-го класса,
  • до 1 года — после 11-го.

Смирнова отметила, что сокращение сроков обучения может снизить бюджетные расходы на 30–40 процентов. Экономия позволит направить освободившиеся средства на увеличение подушевого финансирования и улучшение качества образовательного процесса.

Однако депутат выразила беспокойство относительно возможного разделения колледжей на "лиги" в зависимости от уровня их образовательных программ. Она отметила, что такое решение может вызвать обоснованные опасения у экспертов, педагогов, родителей и региональных представителей.

"Когда колледжи делят на 'лиги', мы фактически заранее определяем, кому доверяют, а кому — нет. Выпускники так называемых социальных колледжей будут автоматически ограничены в доступе к качественным рабочим местам", — заявила она.

Смирнова подчеркнула, что 90 колледжей из четвёртой лиги, находящихся в малых городах и селах, могут оказаться в уязвимом положении. Потеря грантов и государственной поддержки может привести к закрытию этих учреждений и потере приблизительно 9000 рабочих мест.

"Присвоение колледжам ярлыков 'лидеров' и 'социальных' неизбежно приведёт к снижению доверия к дипломам последней группы и усугубит социальную стратификацию", — пояснила она.

Предложения депутатов

В рамках своего запроса Ирина Смирнова представила ряд предложений, среди которых:

  • пересмотр 217 рамочных программ и 8000 образовательных программ с учётом требований рынка;
  • интеграция стандартов WorldSkills в выпускные экзамены;
  • введение ваучерного финансирования для того, чтобы "деньги следовали за студентом";
  • привлечение работодателей через механизмы ГЧП;
  • коррекция сроков обучения на основе комплексного анализа.

Депутат указала, что любые реформы должны учитывать реальные потребности регионов и мировой опыт, чтобы избежать негативного влияния на техническое и профессиональное образование, а также на экономику в целом.

Поделиться: