Казахстанская медицина: как цветы в пустыне – нужны хорошие врачи, но система образования увяла под палящим солнцем кризиса

Казахстан сталкивается с серьезным кризисом в медицинском образовании, где студенты и молодые врачи борются с недостатком практики, низкими зарплатами и устаревшими методами преподавания. Эксперты подчеркивают, что хорошие врачи формируются не благодаря системе, а вопреки ей, что требует немедленных реформ для улучшения подготовки медицинских специалистов.
Казахстанская медицина: как цветы в пустыне – нужны хорошие врачи, но система образования увяла под палящим солнцем кризиса

Казахстан сталкивается с серьезными проблемами в области медицинского образования, что приводит к дефициту квалифицированных врачей. Эксперты утверждают, что система подготовки медицинских кадров работает неэффективно, и многие будущие медики становятся профессионалами вопреки, а не благодаря существующим условиям. Корреспондент обсудила эти проблемы с преподавателями и студентами.

Проблемы медицинского колледжа

Студенты медицинского колледжа, М. и А., выделили несколько ключевых проблем, с которыми они сталкиваются в процессе обучения:

  • Отсутствие современного оборудования для обучения, включая манекены;
  • Сложности с прохождением практики, так как больницы неохотно принимают студентов;
  • Нехватка реальной практики из-за ограничений, накладываемых новыми протоколами;
  • Высокая стоимость обучения, недоступная для многих семей, — от 300 тысяч тенге в год.

А. также отметил нехватку квалифицированных преподавателей:

"Не хватает преподавательского состава. Один преподаватель ведёт несколько предметов, что связано с низкой зарплатой — специалистам выгоднее работать в медицинских учреждениях".

Студенты подчеркнули, что проблемы начинаются не только в процессе обучения, но и после его завершения. Например, медсёстры получают зарплату до 150 тысяч тенге, фельдшеры — около 180 тысяч, а врачи общей практики — 200 тысяч тенге при полной ставке.

Опыт врача-резидента

Темирлан Кайназаров, молодой онколог, поделился своим опытом и мнением о различиях в качестве образования между элитными и массовыми медицинскими вузами:

"Я, как резидент, вижу проблему со своей стороны и попытаюсь разобрать, через что проходят резиденты".

Он отметил, что его образование проходило в одной из лучших медицинских школ страны, которая обеспечивает хорошую практику и систему ротаций. Тем не менее, он подчеркнул, что ситуация в других вузах часто хуже, с плохими условиями и отсутствием интереса к обучению.

Темирлан также выделил несколько проблем в системе интернатуры и резидентуры:

  • Интернатура часто воспринимается как "трата времени";
  • Молодые врачи получают лишь стипендию около 120 000 тенге, что не покрывает базовых потребностей;
  • Существуют проблемы с экзаменами, которые часто не отражают реальных знаний студентов.

Отношение к медицинскому образованию

Каиргали Конеев, детский невролог, выделил важные проблемы в подготовке врачей, связанные с отсутствием преемственности между опытными и молодыми специалистами:

"На сегодняшний день нет механизмов развития менторства в медицине, так как опытные врачи покидают государственные клиники".

По его мнению, это приводит к разобщенности между медицинским образованием, практикой и научной деятельностью.

Устаревшие методы обучения

Врач-преподаватель, пожелавший остаться анонимным, указал на ухудшение ситуации с медицинским образованием в последние десятилетия:

"У основной массы студентов, которые приходят к нам после бакалавриата, мало базовых знаний".

Он отметил, что современное образование требует не только практических навыков, но и теоретической базы, однако многие студенты не способны к самостоятельному обучению.

Необходимые изменения в системе образования

Елена Хегай, семейный врач, выделила несколько ключевых проблем:

  • Разрыв между теорией и практикой, когда студенты получают недостаточный опыт работы с пациентами;
  • Устаревшие методы преподавания и отсутствие критического осмысления информации;
  • Языковой барьер, ограничивающий доступ к международным исследованиям;
  • Недостаток наставничества и поддержки для молодых врачей.

Эксперты считают, что без системных реформ в области медицинского образования Казахстан рискует потерять квалифицированных специалистов, которые формируются не благодаря системе, а вопреки ей.

Изображение сгенерировано ИИИзображение сгенерировано ИИ

Поделиться: