В бюджете не учтены расходы на содержание новых комфортных школ, что ставит под угрозу их эффективность и безопасность.

В Казахстане не была предусмотрена финансирование содержания новых комфортных школ, что привело к задолженности Министерства просвещения перед акиматами на сумму 77 миллиардов тенге. Сенаторы выражают озабоченность по поводу качества образования и социальной напряженности, возникающей из-за недостаточного финансирования и повышения коммунальных затрат на содержание этих учебных заведений.
В бюджете не учтены расходы на содержание новых комфортных школ, что ставит под угрозу их эффективность и безопасность.

Комфортные школы обходятся в 1,5–2 раза дороже, чем обычные, но в бюджете на содержание ряда новых учебных заведений деньги не предусмотрены.

Что произошло

Некоторые новые комфортные школы были построены на месте аварийных, и бюджетные средства, ранее предназначенные для содержания старых зданий, должны были перейти на новые школы. Однако, как объяснила директор департамента бюджетного планирования Министерства просвещения Жанар Рахметова, этих средств не хватает.

"Подушевое финансирование работает – деньги 'идут' за ребёнком. Те дети, которые учились в простых школах, теперь переходят со 'своими' деньгами в комфортную школу. Это новый объект, все расходы в полтора-два раза, в некоторых школах - в два с половиной раза больше, чем в обычной школе. Эти расходы не предусмотрены", – поясняет Рахметова.

Финансирование школ происходит за счет акиматов на местах.

Справка: Комфортная школа — это образовательное учреждение нового типа в Казахстане, проектируемое по современным стандартам. Они имеют увеличенную площадь, функциональное пространство, современные лаборатории и зоны для коворкинга, а также усиленные системы безопасности, что обеспечивает доступность качественного образования для всех, включая детей с ограниченными возможностями.

На текущий момент задолженность Министерства просвещения перед акиматами составляет 77 миллиардов тенге. Большая часть долга наблюдается в Туркестанской, Алматинской и Мангистаусской областях, где происходит значительный прирост населения.

Почему так произошла ситуация

В 2024 году в Казахстане было введено около 60 новых школ, большая часть из которых открылась в сентябре, ноябре и декабре. Эти расходы не были заложены в трёхлетний бюджет, и местные власти компенсировали их за счет сверхдоходов. При формировании бюджета на 2026–2028 годы учитывались данные только на 1 января 2025 года, и новые школы туда не вошли.

"На сегодня действительно ещё не все школы введены. Есть школы, которые будут вводиться в декабре, и те, которые откроются в начале следующего года. Около 32 школ. Дети переходят в комфортные школы, и подушевой норматив не учитывает коммунальные расходы", – добавила Рахметова.

Кто ответственен за проблему

Председатель комитета по финансам Сената Султанбек Макежанов подчеркнул, что вопрос не был должным образом проработан, отметив, что о каком качестве образования можно говорить, если не закрываются обязательные коммунальные платежи.

"В 2024 году мы, как говорится, упустили, не хочу выражаться. В 2025 году опять упустили. Вы представляете, какое социальное напряжение будет на местах? Мы предполагали, что это будут качественные школы, соответствующие качественному образованию. То есть его мы и сейчас не видим. Если возникают проблемы с коммунальными, о каком качественном образовании будем говорить?" – отметил он.

Что делать дальше

Сенатор Нурлан Бекенов отметил, что Министерство финансов заранее не предусмотрело дополнительных расходов на содержание комфортных школ.

"Где регионы возьмут эти деньги? Или надо закрывать эти школы? Почему не сработали заранее? Сейчас ситуация тупиковая, решения этому нет. Нам всем было известно, что это комфортные школы (...) Расчеты должны были быть заранее заложены в бюджет", – пояснил Бекенов.

По его мнению, лишь столица, Алматы и Шымкент смогут самостоятельно покрывать расходы на содержание новых зданий.

"Остальные регионы не закроют этих расходов. Нам всем это было известно, и сейчас мы пытаемся решать имеющиеся проблемы", – добавил сенатор.

Несколько примеров очевидных проблем: школа № 28 в Караганде, спроектированная как модель комфортного образования, в конце августа не была готова к приёму учеников из-за протечек и затопления подвала, а открытие новой школы в пригороде Астаны вызвало автомобильный коллапс.

Поделиться: