В Казахстане вскрыты случаи абсурдного воровства бюджета, когда рестораны и торгово-развлекательные центры были неверно классифицированы как школы. Также выявлены серьезные нарушения в финансировании частных образовательных учреждений.

В Казахстане выявлены нарушения в финансировании частных учебных заведений, сообщает пресс-служба правительства. Проведенная проверка, инициированная премьер-министром, касается новых механизмов финансирования образовательной сферы, в том числе частных школ.
Согласно новым указаниям, "Финансовый центр" был передан из Министерства просвещения в Министерство финансов, что направлено на улучшение прозрачности и управления государственными средствами, выделяемыми на образование.
Министр финансов Мади Такиев выступил с отчетом, где были приведены данные о серийных нарушениях. "В ноябре текущего года на веб-портале e-Qazyna.kz запущен сервис OrtaBilim, который усиливает контроль за реальными данными об обучающихся. Выявлено, что из 745 частных учебных заведений 155 не учитывают полученные доходы. Около 30% из 427 проанализированных школ не соответствуют заявленным целям", – сообщает пресс-служба.
Например, в Мактааральском районе Туркестанской области одна из школ имеет статус тойханы, а в Шымкенте зарегистрирован торговый центр как школа. Официальные данные также свидетельствуют о том, что в 64 учебных заведениях количество обучающихся превышает проектные показатели более чем в два раза. Так, в одной из частных школ в Алматинской области при проектной мощности в 60 человек числится 702 ученика.
В столичной частной школе с позволенной численностью в 241 человека строки документации указаны 1003 ученика. Выявлены случаи фиктивного учета педагогических кадров и двойного финансирования.
Новый информационный сервис обеспечивает интеграцию всех систем образования, что способствует повышению контроля за соответствием требованиям и уменьшению нецелевых расходов из бюджета. На сегодняшний день 86% частных школ прошли необходимую авторизацию.
Как заверили в правительстве, выплаты за оказанные услуги в текущем году осуществятся, однако с января 2026 года вся деятельность по финансированию будет регламентирована новой системой. В будущем планируется подключение всех государственных финансирований в сфере образования.
В проведенной ревизии выявлено множество нарушений. Государство часто осуществляет выплаты за несуществующих учеников, что порождает недобросовестную практику. "Министерствам просвещения и финансов необходимо навести порядок в этой сфере", – подчеркнул Бектенов.
После совещания премьер-министр дал указания министерствам труда и социальной защиты, финансов, просвещения, а также акиматам регионов о необходимости улучшения ситуации в образовательной сфере.
Неравенство в образовании: одни учатся в современных школах, другие — в торговых центрах
- Выбор школы
- Подготовка к школе
- Психология ребенка
- Домашние задания
- Внеурочная деятельность
- Питание в школе
- Безопасность ребенка
- Гаджеты и учеба
- Оценки и контроль успеваемости
- Подготовка к экзаменам
- Внеурочные конкурсы и олимпиады
- Совмещение учебы и хобби
- Профессии будущего
- Как справляться со стрессом?
- Учеба за границей
- Как развить лидерские качества
- Как эффективно делать домашку
- Как улучшить память и концентрацию
- Финансовая грамотность для школьников
- Как выбрать кружок или секцию
- Как подготовиться к школе
- Как научить ребенка правильно учиться
- Как научить ребенка принимать решения
- Как научить ребенка решать конфликты
- Как научить ребенка дружить
- Как воспитать у ребенка ответственность
- Как научить ребенка уважать чужие границы
- Методики преподавания
- Мотивация учеников
- Психология работы с детьми
- Создание интерактивных уроков
- Работа с родителями
- Повышение квалификации
- Дисциплина в классе
- Как подготовить учеников к экзаменам
- Современные технологии в образовании
- Эффективная проверка знаний