Казахстан на пути к технологическому прогрессу: реформы в техобразовании обещают подготовить кадры для ключевых отраслей экономики

Министерство просвещения Казахстана поделилось планами по улучшению технического и профессионального образования в стране. В конце декабря прошлого года Годом рабочих профессий был объявлен 2025 год, что подчеркивает важность реформ в данной области.
На 2024 год объем госзаказа в техническом и профессиональном образовании составит 143 тысячи мест, из которых 75% будут занимать рабочие специальности. В этом учебном году количество мест в колледжах увеличится до 155 тысяч, что на 12 тысяч больше, чем в предыдущем году. В Казахстане действуют 772 колледжа, где обучаются 565 тысяч студентов, а уровень трудоустройства выпускников составляет 79%. В 2025 году профтехучилища и колледжи должны выпустить более 173 тысяч специалистов.
Востребованные профессии
Согласно данным Центра развития трудовых ресурсов, в десятку наиболее востребованных рабочих профессий входят:
- водитель грузового автомобиля,
- сантехник,
- трубомонтажник,
- сварщик,
- руководитель строительной бригады,
- водитель автобуса,
- штукатур,
- техник-электрик,
- тракторист,
- строитель-монтажник,
- слесарь.
Министерство не смогло предоставить информацию о средней зарплате по этим профессиям.
Каждый год по заявкам предприятий принимается 10 тысяч абитуриентов, в настоящее время обучаются 30 тысяч человек. Предприятия обязуются организовывать практику и трудоустройство для выпускников. Среди компаний, принимающих на работу выпускников колледжей, можно отметить: ТОО "Корпорация "Казахмыс", АО KEGOC, АО "НК "КТЖ", ТОО "КАЖсервис" и другие.
План реформ
Для трансформации системы технического и профессионального образования была разработана дорожная карта. В ее рамках планируется:
- создать атлас новых профессий;
- разработать концепцию профессиональной ориентации;
- подготовить квалифицированные кадры;
- обеспечить качественные рабочие места;
- повысить престиж рабочих профессий.
Также была проведена оценка экономических особенностей регионов страны. Казахстан разделили на четыре макрорегиона, что позволит более эффективно реализовать образовательные программы. В системе оценки организаций технического и профессионального образования будут использованы международные рейтинговые оценки. Для повышения квалификации педагогов предусмотрены стажировки на предприятиях и привлечение специалистов из промышленности.
Эта дорожная карта направлена на улучшение качества подготовки кадров, интеграцию цифровых технологий и международных стандартов, а также на развитие сотрудничества между колледжами, бизнесом и вузами.
Цели программы
Одной из основных целей программы является создание 100 колледжей-лидеров и увеличение охвата молодежи техническим и профессиональным образованием в 1,5 раза, а также внедрение международно признанных квалификаций.
2025 год, как Год рабочих профессий, подчеркивает важность реформы системы профессионального образования в Казахстане.
- Выбор школы
- Подготовка к школе
- Психология ребенка
- Домашние задания
- Внеурочная деятельность
- Питание в школе
- Безопасность ребенка
- Гаджеты и учеба
- Оценки и контроль успеваемости
- Подготовка к экзаменам
- Внеурочные конкурсы и олимпиады
- Совмещение учебы и хобби
- Профессии будущего
- Как справляться со стрессом?
- Учеба за границей
- Как развить лидерские качества
- Как эффективно делать домашку
- Как улучшить память и концентрацию
- Финансовая грамотность для школьников
- Как выбрать кружок или секцию
- Как подготовиться к школе
- Как научить ребенка правильно учиться
- Как научить ребенка принимать решения
- Как научить ребенка решать конфликты
- Как научить ребенка дружить
- Как воспитать у ребенка ответственность
- Как научить ребенка уважать чужие границы
- Методики преподавания
- Мотивация учеников
- Психология работы с детьми
- Создание интерактивных уроков
- Работа с родителями
- Повышение квалификации
- Дисциплина в классе
- Как подготовить учеников к экзаменам
- Современные технологии в образовании
- Эффективная проверка знаний