Казахстанцы обременены нестандартными профессиями: юристы варят кофе, инженеры становятся учителями, а педагоги уходят в мобилографы

Казахстанский рынок труда сталкивается с серьезным разрывом между спросом на специалистов и реальными навыками выпускников, что приводит к нехватке кадров в ключевых отраслях и снижению эффективности экономики. В условиях быстрого изменения профессий и потребностей работодателей, система образования отстает, что требует адаптации учебных программ и переосмысления профориентации для молодежи.
Казахстанцы обременены нестандартными профессиями: юристы варят кофе, инженеры становятся учителями, а педагоги уходят в мобилографы

Корреспондент собрала интересные истории казахстанцев, чьи дипломы оказались не востребованы в профессиональной жизни. Она также выяснила причины, по которым система образования и рынок труда сильно расходятся, и узнала, кого в настоящее время активно ищут работодатели.

Почему казахстанцы не работают по специальности?

Финансовые причины

Расул, местный житель Тараза, сейчас работает электромонтажником на одном из месторождений в западной части страны, хотя имеет диплом учителя ИЗО. Он не смог найти работу в своей сфере, так как после окончания университета столкнулся с финансовыми трудностями:

"Мне понравилось на практике в школе. Но с выходом на рынок труда стало ясно, что зарплата учителя тогда не могла обеспечить семью".

Поэтому Расул выбрал работу с более высокой зарплатой. Чаше всего подобные истории касаются выпускников педагогических вузов, которые вынуждены работать в различных сферах, а не по своей специальности.

Психологические причины выбора профессии

Асель рассказала, как родители настаивали на получении диплома:

"Принеси нам диплом о высшем образовании, а потом работай хоть ассенизатором".

Хотя девушка пыталась стать врачом, в конечном итоге выбрала филологический факультет без четкого понимания, чем хочет заниматься. Диплом оказался менее важен для нее, чем для родителей, но именно на учебных курсах по информатике она обнаружила свою страсть к дизайну и сейчас работает в этой области.

Проблемы профориентации у подростков

Психолог Юлия Белянина отмечает, что молодые люди часто выбирают профессию практически неиспытываемо:

"На профессию в 16–17 лет давит родительское мнение, что может заглушить желания подростка".

Родители чаще всего ориентируются на стабильность и доходность выбранной профессии, в то время как сами молодые люди могут следовать за своими интересами.

Технические причины: система ЕНТ

Евгения делится своим опытом поступления в колледж, где ей не хватило баллов для желаемой специальности дизайнера:

"На те баллы, что я набрала, предложили другую специальность, и учившись, поняла, что она мне не подходит".

По информации вице-министра труда и социальной защиты населения Казахстана, более 30% выпускников работают не по полученной специальности.

Нереалистичные ожидания и выгорание

Лана, окончившая факультет информационных технологий, столкнулась с вопросом о реальности ее ожиданий:

"Мне продали идею, что я буду работать за компьютером на пляже, а на практике оказалось иначе".

Она занялась маркетингом, используя часть полученных знаний. Другой пример — Анель, сменившая работу дизайнера на воспитателя в детском саду, чтобы избежать выгорания и стресса.

Современные тренды выбора профессии

Сегодня на выбор профессию влияют не только желания, но и давление общества и социальных сетей. Профориентолог Дарья Бублик говорит о том, что в обществе пропагандируется идея легкости достижения успеха:

"Люди верят, что достаточный выбор модной профессии приведет к быстрому успеху".

Согласно мнениям экспертов, массовый выбор профессии не по специальности является показателем адаптации к новым условиям.

Что это значит для экономики?

Уход специалистов из своих областей — это симптом системных сбоев. Это приводит к:

  • потере инвестиций в образование;
  • несоответствию спроса и предложения на рынке труда.

Такое положение дел также влияет на самооценку граждан и на экономику в целом, создавая дополнительные проблемы.

Востребованные профессии в Казахстане

Согласно данными HR-компаний, на казахстанском рынке труда существует парадокс: вакансия есть, а квалифицированные кандидаты — нет. Основной дефицит наблюдается в современных профессиях:

"Работодатели ищут специалистов, которых не хватает, и эта проблема постоянно растет".

К числу самых востребованных профессий в 2025 году в Казахстане относятся:

  • Учителя средней школы по общественным наукам (29 500 вакансий);
  • Средний медицинский персонал по уходу (23 300);
  • Воспитатели в дошкольном образовании (22 000);
  • Работники по уходу за больными (19 200);
  • Учителя начальной школы (17 000);
  • Няни (15 800);
  • Охранники (15 200);
  • Учителя средней школы по естественным наукам (15 100);
  • Водители легковых автомобилей (14 300);
  • Учителя средней школы по математическим наукам (13 100).

На рабочие профессии также наблюдается высокий спрос. Например, операторы бойлеров и паровых машин (10 000 вакансий) будут востребованы, как и строители-монтажники, слесари и газорезчики.

Решение проблемы

Адаптация образовательной системы

По словам вице-министра труда, для решения проблемы необходимо обновить учебные программы и повысить качество образования:

"Планируется принятие 100 новых профессиональных стандартов по рабочим профессиям".

Улучшение профориентации

Дарья Бублик подчеркивает необходимость качественной профориентации еще в школьные годы:

"Выпускники должны видеть свое будущее и понимать, что их ждет".

Смена профессии как норма

По словам психолога, смена профессии — это естественный процесс в современном мире:

"Мы больше не живем в эпоху, когда один диплом определяет всю жизнь".

Таким образом, отсутствие работы по специальности — это, скорее всего, отражение быстро меняющегося мира, в котором нужно быть гибким и готовым учиться новому.

Поделиться: